Консультация "Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективной лепки"

Скачать файл



Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективной лепки

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К старшему дошкольному возрасту у детей появляется необходимость зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Значительно более высокие требования по технике лепки педагог предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета, четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска пластилина.

Дети учатся утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Педагог учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде  на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее  разрезать кусок пластилина для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишний пластилин. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе педагог дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ  показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, дополняют его многими мелкими деталями.

Педагог предоставляет детям еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишь те приемы, без которых работа может перестать удовлетворять возросшим требованиям ребенка. Очень трудно поставить на тонкие ножки грибы  лисички, мухоморы. Педагог показывает, как объединить их на подставке. Еще трудней поставить на ноги животное, человека  и здесь приходит на помощь совет воспитателя.

6-7-летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом  можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей и немедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок еще неспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения.

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в разных положениях.

Изображение человека наиболее сложно для детей, поэтому воспитатель организует рассматривание разных кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения людей на улице, детей во время прогулки. Он обращает внимание детей на форму частей фигуры человека, пропорциональные отношения между частями, предлагает сравнить фигуру взрослого и ребенка. Организуя подобные наблюдения, воспитатель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них больше голова, длиннее руки, ноги». Выразительность готовых фигур будет зависеть и от того, как дети передадут одежду. Поэтому воспитатель привлекает их внимание к тому, что на ногах у девочки – валенки, а у мамы – сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка, а у ее мамы – большая меховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу его самими детьми.

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластинку переходов от одной части к другой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры.

Могут быть организованы также выставки декоративных пластинок с доступным содержанием керамической посуды. При рассматривании посуды воспитатель задает детям вопросы о форме сосудов. Знания детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые на специальных станках лепят посуду.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы.

При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.

Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества педагог, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в дошкольной образовательной организации, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая пластилин и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то количество пластилина, которое ему нужно, и стеки для лепки.

На занятиях лепкой перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Дети 6-7 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов.

Задача педагога – понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

В конце занятия педагог показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Дети отвечают, а воспитатель дополняет их ответы.

В подготовительной к школе группе большое внимание педагог должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Педагог дает детям задание – выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество пластилина. Только после этого дети приступают к работе.

Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание.

В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. Если сюжетная лепка, то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам.

Таким образом, на основании выше изложенного можно констатировать, что: педагог должен выбрать программу, направления, а также свою позицию в процессе развития творческих способностей детей; развивать творчество на занятиях по коллективной лепки, используя цвет, форму и движение; использовать наблюдения, организуя работу детей под влиянием впечатлений, чтение художественной литературы, особенно сказок, поскольку этот жанр наиболее близок детям дошкольного возраста; знакомить с изделиями народных мастеров; развивать творчество в процессе различных играх; систематизировать обучение на занятиях.

Добавить комментарий