Разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: В.В. Бианки. «Мышонок Пик»

Скачать файл



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №1»

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме:

В.В. Бианки. «Мышонок Пик»

Составитель:

Гадзева Жанна Викентьевна

г. Нижневартовск

2013 г.

Цели урока:

— познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки;

— учить анализу художественного произведения;

— формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанный текст, для полноценного восприятия произведения;

— совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;

— развивать речь, обогащая её художественным словом, творческое мышление, воображение;

— воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: презентация к уроку, картинки с изображением мышонка, портрет В.В. Бианки.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

— Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё на месте, все в порядке: книги, ручки и тетрадки?

Ну, ребята, все молчок.

Начинается урок.

II. Сообщение целей урока

— Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, оценивать друг друга, выполнять задание в тетради, учиться говорить правильно и грамотно.

III. Артикуляционная разминка

— Я буду показывать вам буквы, а вы назовите мне звуки.

а-о, а-у, з-с-ж

— Читаем шёпотом

ра-ра-ра

Начинается игра

— Читаем громче

-ры-ры-ры

У нас в руках шары

— Громко, в умеренном темпе

жу-жу-жу

я на ветке сижу

— Додумайте сами, как можно закончить эту фразу

шат-шат-шат

…….

— Сейчас мы будем отрабатывать дикцию. Я читаю вам предложение вслух, а вы читаете глазками.

Санька с Сенькой вёз Соньку на санках.

— Теперь читаем вместе со мной вслух.

— Читаем быстрее.

— В какие игры вы играете зимой? Почему детям надо больше времени проводить на улице?

IV. Проверка домашнего задания

— Вспомните, кто является главным героем рассказов, с которыми мы работали на прошлом уроке?

— Молодцы! Дома вам надо было подготовить выразительное чтение понравившегося вам отрывка.

— Молодцы! Проверим, внимательно ли вы читали дома рассказ «Малька провинилась», знаете ли вы его содержание. Откройте тетради. Прежде чем приступить к письменным ответам на вопросы вспомним и выполним несколько упражнений для пальчиков и ладоней.

  • Чтоб чисты ладони были,

Словно их намыли мылом.

Три ладонями давай

Их от грязи оттирай.

  • Постучали, а потом

Мы ладошки разотрём.

Ты потри её ещё,

Так чтоб стало горячо.

— Итак, наши пальчики готовы к письму.

К тексту я приготовила шесть предложений, если вы согласны с утверждением, пишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Хозяйку дома звали Лидия.

2. Лидия ругала Мальку за то, что та утащила огромный кусок мяса.

3. В старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.

4. Одного щенка забрал учитель.

5. Второго щенка Лидия обменяла на рыжего молодого кота.

6. Каждый день в одно и то же время Малька бегала в соседнюю деревню кормить своего сынка.

— Оцените себя, пользуясь ключом.

— Покажите итог своей работы с помощью квадратов.

V. Изучение нового материала

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Какие рассказы Бианки мы читали в прошлом году?

— Давайте вспомним содержание этих рассказов.

— Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал произведений В.В. Бианки. Мы не просто узнаём о жизни животных, которые живут с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаемся к ним сочувствием.

Посмотрите на выставку книг Виталия Валентиновича. Некоторые из них вам уже знакомы. Прочитайте названия книг, с которыми вы не встречались прежде.

— Как вы думаете, о ком в них пойдёт речь?

— Совершенно верно. Я рекомендую вам прочитать эти книги. Из них вы узнаете много интересного и занимательного о братьях наших меньших.

А сегодня на уроке мы прочитаем несколько глав из сказки В.В. Бианки «Мышонок Пик». Прежде чем приступить к чтению прочитаем трудные слова, которые встретятся вам в тексте, проведём подготовительную работу.

1. – Читаем сначала по слогам, а потом целыми словами.

мо-ре-пла-ва-те-ли мореплаватели

при-ла-жи-ва-ла прилаживала

ма-лю-сень-кий малюсенький

без-за-щит-но-го беззащитного

ко-раб-ле-кру-ше-ние кораблекрушение

2. Чтение главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

– Приступаем к чтению главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели». Задание: следить по учебнику за чтением ребят и по ходу чтения подчёркивать непонятные слова.

3. Беседа после чтения.

— Какие слова вам были непонятны?

— Что ребята делали на берегу?

— Как мышонок попал к ребятам?

— Что брат хотел сделать с мышонком?

— Как вы думаете, почему сестра не разрешила брату убить мышонка?

— Что она придумала?

— Как вы оцениваете поступок ребят?

4. Гимнастика для глаз.

5. Чтение главы «Кораблекрушение» цепочкой.

6. Беседа после чтения.

— Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на корабле?

— Умел ли он защититься от врагов?

— Кто хотел погубить мышонка?

— Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки? Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш ответ.

— Удалось ли Пику выбраться из воды? Прочитайте, как он это сделал.

V. Физкультминутка

— В тексте сказки мы прочитали о мышонке. И физкультминутка будет о мышках. Пожалуйста, встаньте.

  • Вышли мышка как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Разбежались мышки вон.

— Молодцы! Тихонько сели.

7. Чтение главы «Страшная ночь».

– Интересно ли вам, что произошло с мышонком дальше?

— Следующую главу сказки читаем, используя упражнение «дотронься до плеча».

8. Беседа после чтения.

— Как мышонок стал искать себе пищу?

— Кого он встретил на берегу?

— Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?

— Прочитайте, что произошло с лягушонком.

— Где мышонок провёл остаток ночи?

9. Чтение глав «Хвост-цеплялка и шёрстка невидимка» и « Соловей-разбойник» методом «жужжащее чтение».

10. Беседа после чтения.

— Почему смерть от голода больше не грозила Пику?

— Кого и зачем хотел отыскать Пик?

— Кто напал на мышонка?

— Как ему удалось спастись?

VI. Закрепление нового материала

1. Работа с иллюстрацией в учебнике на странице 81.

— Какой эпизод изобразил художник?

— Найдите в тексте и прочитайте отрывок, который подходит к этой сказке.

2. Работа в парах.

— Найдите в последней главе сказки и прочитайте словосочетания «прилагательное + существительное».

VII. Рефлексия

— Заинтересовало ли вас начало сказки?

— Хотелось бы вам узнать, что случилось с мышонком Пиком потом?

— Найдите эту сказку в библиотеке и прочитайте её.

— Кто из героев сказки вам понравился?

Почему?

— Какие трудности нам пришлось победить?

— Оцените свою работу на уроке.

— Благодарю за работу на уроке следующих учеников …..

VIII. Домашнее задание

— Подготовьте выразительное чтение глав из сказки «Мышонок Пик» с.73-81.

— Нарисуйте иллюстрацию к тому моменту, который произвёл на вас сильное впечатление, показался самым интересным. Помните, иллюстрация должна строго соответствовать фрагменту текста, чтобы зрители сразу узнали персонаж или какое событие изображено.

Урок окончен

Учащиеся готовы к восприятию учебного материала.

Произносят звуки.

Читают шёпотом.

Читают громче.

Читают громко в умеренном темпе.

Ответы учеников…

Читают про себя.

Читают вслух.

Читают в темпе скороговорки.

Ответы учеников…

— Собака Малька.

Читают два ученика.

После чтения оценивают себя по плану: (слайд)

1. Правильно.

2. Выразительно.

3. Бегло.

4. Что удалось?

5. Что не удалось?

Выполняют упражнения для пальчиков и ладоней.

1. Да.

2. Нет.

3. Да.

4. Нет.

5. Да.

6. Да.

Ключ (слайд)

Выполняют самооценку с помощью квадратов трёх цветов:

Красный – без ошибок

Жёлтый – 1 ошибка

Зелёный – 2 и более ошибок

«Музыкант», «Аришка-трусишка», «Сова».

Ответы учеников…

Читают названия книг.

— О животных.

Заранее подготовленные дети читают по ролям, остальных следят и отмечают непонятные слова.

Объяснение непонятных слов…

Опрометью – быстро и т.д.

— Ребята пускали по реке кораблики.

— Мальчик вытащил мышонка из-под корня кустов.

— Хотел его убить.

Ответы учеников…

— Она предложила посадить его на самый большой корабль и отправить в плавание.

Ответы учеников…

По команде учителя выполняют гимнастику для глаз.

Читают цепочкой по одному предложению.

— Мышонок испугался, потому что он был маленький и беззащитный.

— Он не умел защищаться от врагов.

— Мышонка хотели погубить чайки и щука.

— Его спасла птица – рыболов-скопа.

Читают предложения их текста.

— Мышонку удалось выбраться из воды.

Читают предложения их текста.

Выполняют физкультминутку, проговаривая её текст.

Садятся за парты.

Отвечают на вопрос.

Следят по учебнику за чтением учителя, затем, продолжает читать тот ученик, плеча которого дотронется учитель.

— Он принялся сосать все листья и стебли, какие попадались ему на глаза.

— Мышонок увидел лягушонка.

— Пик очень испугался лягушонка.

Читают предложения их текста.

— Остаток ночи мышонок провёл на ветке куста, высоко над землёй.

Читают главы самостоятельно вполголоса.

— Он уже научился находить себе пищу.

— Пик хотел отыскать других мышей.

— На мышонка напал сорокопут-жулан. Это была красивая певчая птичка.

— Мышонок Пик спрятался в корнях дерева и просидел там до захода солнца, пока «соловей-разбойник» не забрался в чащу спать

— Жулан сторожит Мышонка, сидя на колючей ветке куста, а мышонок спрятался под корни деревва.

Читают отрывок из главы.

Работают в парах, читают найденные словосочетания.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке с помощью квадратов.

Красный – отлично

Жёлтый – хорошо

Зелёный – зелёный

Слушают, записывают домашнее задание в дневник.

Добавить комментарий