Технологическая карта урока: "тире между подлежащим и сказуемым"

Скачать файл



  1. Кравченко Татьяна Григорьевна

  2. МБОУ лицей №1 г. Славянск-на-Кубани

  3. Учитель русского языка и литературы

Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Технологическая карта урока.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Цели:

  • познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи;

  • сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении;

  • отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от других случаев.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы);

        • сформированность положительной мотивации к учению;

        • сформированность культуры общения;

        • воспитание бережного отношения к книге, к предмету русский язык, привитие любови к чтению.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • умение структуировать материал, работать с различными источниками информации;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

  • умение владеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • знание, в каком случае ставится и в каком не ставится тире в простом предложении;

  • умение ставить и объяснить постановку знака;

Оборудование: схемы для опорного конспекта, карточки с заданиями, компьютер, экран, проектор.

Межпредметные связи: литература

Этапы урока

Действия и вопросы учителя

Действия и ответы учеников

Оргмомент, целеполагание

Мотивация к деятельности

Ребята, какой подарок вы бы преподнесли умному образованному человеку? А маленькому человеку, которому ещё много нужно узнать?

-Правильно. Книгу. А почему?

Прочтите строки о книге.

На стеллажах стоят в тиши Всемирной мудрости тома.

Здесь есть «лекарство для души»,

Найдется «пища для ума».

Как вы понимаете эти слова? Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе этого четверостишия?

(Ответы детей. Среди них – книга)

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Итак, запишите предложение. «Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду», — писал Д. Аддисон. Объясните постановку тире.

— Ребята, какова тема нашего урока? О каком знаке мы будем говорить сегодня?

-Правильно. Запишите ТЕМУ урока в тетрадь «Тире между подлежащим и сказуемым».

А какова цель урока? Правильно. Повторять ранее изученный материал, углублять знания о постановке тире в простом предложении, развивать речь, орфографическую и пунктуационную зоркость.

1.Измените предложения так, чтобы там появилось тире.

Как вы понимаете эти выражения?

Книга является учителем без платы и благодарности.

Искусство читать есть искусство мыслить.

Книги являются лучшими руководителями в юности, а также лучшими товарищами в старости.

2.Прочтите предложения вслух. Что вы заметили? Какая интонация в предложениях с тире?

Итак. Мы вспомнили известную вам тему «Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в им.пад.»

Давайте понаблюдаем, какие значения кроме разделения подлежащего и сказуемого есть у тире.

Не жди, что в руки случайно попадет книга, которая откроет тебе глаза. Не жди человека, который вдруг придет и изменит твою жизнь. Ищи — возможно, они тоже ждут.

Не унывай и помни — будет тяжело, бери книгу и читай. Конфуций.

«Книгу прочтешь – весь мир увидишь»   — условие.            В. В. Бианки.

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым…

Посмотрит — рублем подарит (Н. Некрасов)

Я спешу туда ж — а там уже весь город. (А.С.Пушкин)

С колесницы пал ДАДОН охнул раз — и умер он.

4.А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации .

-Итак, что вы узнали о знаках препинания и конкретно о тире?

Учащиеся записывают и объясняют знаки.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

СЛАЙД 3. Учащиеся перестраивают предложения, записывают полученное

и комментируют.

Ответы учащихся. Длительная пауза и интонационное выделение определённого слова.

СЛАЙД 4

Учащиеся с помощью учителя объясняют постановку тире.

Сообщение учащегося ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ О знаке препинания тире. Приложение 1

Ответы учащихся.

Построение проекта

Вы сегодня составите опорный конспект по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Ребята, на слайде и на карточках дана таблица с предложениями. Определите, пожалуйста, где надо поставить тире и чем выражена грамматическая основа, заполните таблицу (работа в парах).

Слайд с предложениями:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

чем выражена гр.основа

Главный труд лицеиста учиться.

Книга есть альфа и омега всякого знания.

 

Крепить лицейское братство сохранять идеалы Лицея.

Тринадцать и четырнадцать номера комнат Пушкина и Пущина.

Хорошо писать это иметь вкус, душу и вкус.

 

Поэзия Пушкина велика и прекрасна.

Родоначальница русской пунктуации, конечно же, точка.

Книга не просто красивая мебель, не приложенье дубовых шкафов.

Дважды два четыре.

Точность и краткость вот главные достоинства прозы Пушкина.

Проверяем и делаем вывод — В каких случаях в предложении ставится тире?

Инф. — инф.

существ. — инф.

Инф. – сущ.

Сущ.. – числ..в имен. падеже

числит. – числ. в имен. падеже

При помощи слов – это, значит, вот, это значит.

Сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их.

Делаем вывод.

Подлежащее выражено личным или вопросительным местоимением.

Между подлежащим и сказуемым стоит

Вводное слово,

Союз (как, точно, будто, что, все равно как),

Наречие,

Частица (не, лишь).

В предложениях разговорного стиля.

При обратном порядке следования главных членов предложения.

Авторское тире.

СЛАЙД 5,6

Карточка 1.Учащиеся в парах работают с таблице, находят грамматические основы и заполняют вторую графу.

Ответы учащихся.

Записывают в тетради, когда ставится тире .

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

учащиеся на основе таблицы делают вывод. Записывают в тетради, когда не ставится тире .

СЛАЙД 9

Реализация построенного проекта.

Посмотрите на свой конспект, что вы теперь знаете о постановке тире в предложении.

Дети читают конспект.

Первичное закрепление во внешней речи

Теперь примените эти знания на практике. Карточка 2

Поставьте, где необходимо, тире.

1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще.

2. Старость не радость.

3. Чтение вот лучшее учение.

4. Жизнь нескончаемый экзамен.

5. Озеро словно зеркало.

6. Биться в одиночку жизнь не перевернуть.

7. Южная ночь таинственна и прекрасна.

8. Пятью пять двадцать пять.

Дети выполняют карточки. Карточка 2.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Работа с взаимопроверкой. Выполните карточки и проверьте работы друг друга. Объясните друг другу ошибки.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина.

  2. Объяснение не оправдание.

  3. Море чудесное, синее, нежное.

  4. Природа не храм а мастерская.

  5. Все неудачники лгуны.

  6. Федор знал, что Артём свой парень.

  7. Он мой любимый поэт.

  8. Книга для меня как хлеб насущный.

  9. Преодоление препятствия вот наша задача.

  10. Заработок у него будь здоров.

  11. Родоначальница пунктуации конечно же точка.

Списывают, ставят знаки препинания и проверяют друг у друга (работа в парах).

Включение в систему знаний

Ребята, а что же такое авторские знаки?

— Давайте понаблюдаем и попробуем понять, какую роль выполняет тире в данных примерах.

  • Эта книга — лучшая на свете,

  • Здесь, на столе, раскрыта предо мной.

  • Она не сказка, чтоб читали дети,

  • Она – итог всей мудрости земной.        С. Вуруи.

Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя.

  • Есть дети – как искры: им пламя сродни. (М. Цветаева)

  • Имя твое — птица в руке,
    Имя твое — льдинка на языке,
    Одно — единственное движение губ.
    Имя твое — пять букв.

Сделайте вывод о роли тире.

Это авторские знаки. Роль тире – создание выразительности при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза

Ответы учащихся.

Сообщение учащегося. (Приложение 2)

СЛАЙД 10

Учащиеся читают предлож. и объясняют. Учитель помогает при затруднении.

Ответы учащихся.

Рефлексия деятельности на уроке

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Взгляните на свой опорный конспект и скажите, что вы теперь знаете о постановке тире в простом предложении. СЛАЙД 11

  • На уроке я задумался над…

  • Я открыл для себя…

  • Урок помог мне…

  • Мои чувства по уроку можно выразить словами…

Дети по конспекту рассказывают.

Ответы учащихся.

Домашнее задание.

Написать сочинение на лингвистическую тему «Можно ли назвать тире самым многозначным и выразительным знаком препинания?»

Приложение 1

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ О знаке препинания тире

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

Приложение2

Авторские знаки связаны с осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова — свидетельство богатства ее стилистических возможностей.

Например, тире у М. Горького в случаях, где правилами предусмотрена запятая или отсутствие знака (тире после обращения; тире между подлежащим и сказуемым — личным глаголом, при выделении сравнительных оборотов и т.д.): А феи — всегда красивы?

Тире у А. Блока (после частиц, наречных слов с обобщенным обстоятельственным значением) также расширяет область своего применения: Вон — тощей вербы голый куст; Вот — сидим с тобой на мху; Я могуч и велик ворожбою, но тебя уследить — не могу.

Особой изощренности при употреблении тире достигает М. Цветаева: оно помогает ей «развести» слова при чрезмерной смысловой сжатости, спрессованности ее строки — как поэтической, так и прозаической: И стоит Степан — ровно грозный дуб, побелел Степан — аж до самых губ; Други его — не тревожьте его!; Крик разлук и встреч — ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, может — три свечи…; Я поняла — что не люблю супруга.

Примеры авторского использования тире у А. Н. Толстого: Да — вот что — сам-то возвращайся, да рысью, слышь… ; А ты — смотри — за такие слова…; Дьяку — дай, подьячему — дай, младшему подьячему — дай.

То есть знаки «авторские» — это знаки «излюбленные», отражающие своеобразие ритмики и интонации текста, применение таких знаков препинания включается в авторскую систему литературно-художественных приемов.

Возможность авторского применения знаков — свидетельство гибкости русской пунктуации, высокой степени ее развитости.

4

Добавить комментарий