Воспитательная программа: "Выбери верный путь"

Скачать файл



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:

Паспорт программы

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Тыгдинская средняя общеобразовательная школа

Юридический адрес

676150, Россия, Амурская область,

Магдагачинский район, с. Тыгда,

улица Мухина, 2.

Телефон:

841653-91-2-80

841653-91-2-80

Нормативно-правовая документация:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ ;

— Семейный кодекс РФ

— Устав школы

Направленность

Воспитательная работа

Тема воспитательной программы

«Выбери верный путь»

Цель

создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, толерантности, патриотизма, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

Задачи

  1. Развитие интересов и способностей личности, формирование и развитие личностных качеств, необходимых для активной жизнедеятельности.

  2. Содействие развитию инициативы и творческой активности.

  3. Развитие ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской).

  4. Создание условий для самовыражения обучающихся;

  5. Коррекция поведения.

  6. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые в дальнейшем учитывать в процессе работы с ними.

  7. Способствовать усилению роль семьи в воспитании детей и привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса в классе

Продолжительность программы

2014-2018

Кадровое обеспечение

классный руководитель;

учителя-предметники

Ожидаемые результаты

  • повышение социальной активности обучающихся;

  • увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности;

  • усвоение школьниками гражданских, патриотических, нравственных норм поведения;

  • самоутверждение класса в школьном коллективе;

  • самоопределение, профориентация

  • формирование ученического самоуправления в классе.

Пояснительная записка

С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Цель программы:

создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, толерантности, патриотизма, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

Задачи:

  1. Развитие интересов и способностей личности, формирование и развитие личностных качеств, необходимых для активной жизнедеятельности.

  2. Содействие развитию инициативы и творческой активности.

  3. Развитие ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской).

  4. Создание условий для самовыражения обучающихся;

  5. Коррекция поведения.

  6. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые в дальнейшем учитывать в процессе работы с ними.

  7. Способствовать усилению роль семьи в воспитании детей и привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса в классе

В основе теории следующие принципы:

— гуманизация обучения и воспитания;

— системно-деятельностный

и личностно-ориентированный подход к воспитанию;

— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— профориентация

— опора на положительное в воспитании;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

— единство воспитательных воздействий.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).

Программа позволяет школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире.

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

  • Познавательное.

  • Гражданско-патриотическое.

  • Профориентационное

  • Спортивно-оздоровительное.

  • Духовно-нравственное.

  • Трудовое.

Познавательное направление

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

  1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.

  2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.

  3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

  1. Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

  2. Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.

  3. Спецкурсы и факультативы

  4. Участие в олимпиадах, проектной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи:

1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.

2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.

4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.

5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни

6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.

Формы:

1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.

2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;

3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.

4. Организация и проведение встреч с участниками войны;

5. Организация и проведение экскурсий;

6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.

Профориентационное направление

Цель: способствовать профориентационному самоопределению

— представление об основных массовых профессиях оказание помощи обучающимся в профессиональном становлении, жизненном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с призванием, способностями.

Духовно-нравственно воспитание

Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

Задачи:

1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.

3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

Формы:

1. Организация и проведение семейных вечеров.

2. Формирование и развитие классных традиций.

3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.

4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

5. Организация и проведение классных праздников.

Спортивно — оздоровительное

Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир

Задачи:

1. Создание условий для физического развития учащихся.

2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

Формы:

1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.

2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.

3. Организация и проведение походов

4. Организация и проведение встреч с интересными людьми

Трудовое воспитание

Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности

Задачи:

1. Воспитание потребности трудиться.

2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

Формы:

1. Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.

2. Организация и проведение дежурства по классу, по школе.

3. Организация и проведение походов

4. Организация и проведение трудовой практики.

Работа с родителями

Цели и задачи работы с родителями обучающихся:

  • изучить воспитательные возможности семей;

  • формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;

  • вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;

  • активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса;

  • Взаимодействие родителей, классного руководителя и учителей предметников с целью повышения успеваемости

Состав родительского комитета

Темы родительских собраний:

  1. Возрастные особенности девятиклассника.

  2. Качество знаний, успеваемость класса.

сентябрь

  1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 класса (ОГЭ)

  2. Подготовка к ГИА, устранение пробелов в знаниях обучающихся

ноябрь

  1. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.

  2. Предварительные результаты выбранных предмеитов.

  3. Успеваемость класса.

декабрь

1. Выбор профессии — задача не из легких .

«Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы».

2. Учебные заведения Амурской области.

январь

  1. Качество знаний. Успеваемость.

  2. Элективные курсы

март

  1. «Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?»

  2. Допуск к экзаменам.

Апрель- май

Индивидуальная работа с обучающимися

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их развития.

Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

  • Изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников.

  • Совместное определение с воспитанником и их родителями перспектив его развития.

  • Индивидуальные беседы и консультации.

  • Создание ситуации успеха.

Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.

  • Успеваемость.

  • Тематические классные часы.

  • Индивидуальные беседы и консультации.

Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально ценных и значимых интересов и потребностей школьников.

  • Реализация программы развития и адаптивных возможностей обучающихся.

  • КТД и мероприятия.

Взаимодействие с родителями, с целью проектирования индивидуального развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.

  • Индивидуальные консультации, беседы.

  • Разработка и осуществление программы коррекционной деятельности.

  • Ведение личностных достижений (Портфолио) обучающихся.

Работа с учителями-предметниками, работающими в классе:

  • организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;

  • осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

  • знакомство учителей с условиями жизни детей и взаимоотношениями в семьях;

  • индивидуальные беседы ученика, учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;

  • выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.

Механизм реализации программы

Каждый учебный год — это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.

7-й класс

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся

  • Развитие самоуправления учащихся.

  • Коллективное планирование, коллективный анализ.

  • Содействие личностному развитию учащихся.

  • Организация социально значимой деятельности.

  • Развитие навыков социального взаимодействия.

  • Развитие ценностных представлений и отношений.

  • Развитие навыков социального взаимодействия

8-й класс

  • Формирование потребности в творческой деятельности.

  • Самоуправление учащихся.

  • Коллективный анализ, коллективное планирование.

  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.

  • Работа творческих групп.

  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.

  • Развитие навыков социального взаимодействия.

  • Развитие навыка социального проектирования.

  • Развитие ценностных представлений и отношений.

9-й класс

  • Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.

  • Самоуправление учащихся.

  • Работа творческих групп.

  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.

  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

  • Социальное проектирование.

  • Развитие ценностных представлений и отношений.

Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;

  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;

  • имеющую потребность в творческой самореализации;

  • усвоившего принципы гражданственности, патриотизма, нравственных норм поведения;

  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее реализации.

Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!

  2. Сотвори себя – это необходимо!

  3. Утверди себя – это возможно!

  4. Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

— добровольность;

— демократизм;

— гуманизм;

— социальная направленность;

— творчество;

— разновариативность;

— самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

— предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

— формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

— воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления — классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• актив класса;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый капитаном класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Капитан выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Капитан совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

Сектор «Образование» — отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Сектор «Экологии» — отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), за соблюдение учащимися гигиенических правил, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.

Сектор «Культуры и досуга» — способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.

Сектор «Информационный» — контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

4.Сектор «Физкультуры и спорта» — формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

— принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

— оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

— решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

— организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Добавить комментарий